Блог

← Вернуться в Блог

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН. Какие тенденции в КН задала кризисная волна.

18 августа, 2015

Рынок недвижимости России – очень сложная, многоярусная структура, внутри которой с легкостью могут случаться метаморфозы, изменения и новые веяния.

Он находится в постоянном движении: обновления, адаптация под экономические факторы и заокеанские тренды, трансформация бизнес-процессов.

Прогнозы экспертов на текущий год неутешительны: стагнация, достижение арендного дна к третьему кварталу 2015 года, избыток предложения.
Однако, любой упадок является началом новых тенденций, идей и проектов.

Какие тренды возникнут в коммерческой недвижимости в период, когда рынок диктует своим игрокам правила игры, а не наоборот?
Мы отыскали и описали ниже признаки зарождения пяти новых рыночных тенденций.

 

АРЕНДА ВМЕСТО ПОКУПКИ

Аренда вместо покупки

Потенциальные инвесторы продолжают склоняться к аренде помещений вместо покупки, обуславливая свои предпочтения, в первую очередь, нежеланием единовременного вложения крупных сумм. А также непредсказуемостью смещения приоритетов в рынке и наличием возможности «путей отступления» с арендуемых площадей в случае ухудшения финансового климата компании. Тенденция снижения арендных ставок дарит возможность финансово-стабильным компаниям улучшить свою географию расположения или сменить класс занимаемого помещения на более высокий. Этот фактор является еще одним перевесом на весах «купить или арендовать».
 

ИНТЕРЕС К ПОМЕЩЕНИЯМ «ПОД КЛЮЧ»

Всё чаще арендаторы предпочитают офисы, сдающиеся «под ключ», перекладывая на собственника заботы по отделке помещений и просто включая эти расходы в сумму своих ежемесячных платежей. Таким образом, арендаторы оставляют за собой возможность регулировать сроки открытия и переезда, исключая не только излишние заботы, но и финансовые риски, возникающие при срыве сроков отделки.

 

ТРАНСФОРМИРУЮЩИЕСЯ АРЕНДНЫЕ УСЛОВИЯ

Снижение ставок вызвано как падением курса рубля, так и ростом предложения, которое в условиях тяжелой политической и экономической ситуации оказалось излишним.
В лучших торговых центрах базовые ставки идут вверх, а в наименее удачных владельцы вынуждены предоставлять арендаторам бонусы, скидки и дополнительные условия. Торговые операторы все чаще заключают договоры с комбинированной арендной ставкой, зависящей от оборота и объемов продаж.

«С усилением политической напряженности и ростом валютарендаторы начали считать валютные договоры несправедливыми, настаивая на фиксации верхнего курса доллара или заключении рублевого договора», - отмечают в Colliers International.

Трансформации также коснулись и немаловажного пункта в договорах – арендных каникул. Эксперты стали отмечать увеличение их срока до 6–12 месяцев, что почти в два раза превышает сроки по аналогичному пункту в прошлогодних договорах.

Кроме этого, в условиях расторжения договоров на аренду торговых точек стал появляться еще один интересный пункт — попадание российской компании под санкции.

«Особенно остро данные тенденции общения с арендаторами ощущают на себе собственники новых ТЦ. Все решения принимаются точечно, в рамках индивидуальных договоренностей», - сообщает представитель компании JLL Татьяна Ключинская.

 

АДАПТАЦИЯ НОВЫХ ФОРМАТОВ



Одна из тенденций, которая характерна для рынка торговой недвижимости - это открытие ритейл-парков – торговых центров экономичного формата, представляющих собой обеспеченный удобной парковкой комплекс одно- и двухэтажных зданий, каждое из которых принадлежит отдельному арендатору. В Европе данный формат пользуется популярностью благодаря выгодным арендным ставкам, а, следовательно, и приятным конечным ценам для посетителей. Один из примеров такого парка в России – «Торговый парк №1» в Ногинском районе Московской области.
Наравне с ритейл-парками набирают популярность и lifestyle-центры, практикующие сочетание отдыха с произведением покупок. Самый свежий пример текущего года – ТРЦ «Авиапарк».

Продолжает популяризироваться и тенденция аутлет – центров, специализирующихся на продаже брендовой одежды со значительными скидками.
Все эти форматы получают свое развитие за счет того, что в них заложена политика удобства или выгоды для покупателя, а также экономии средств арендатора.

 

УПРОЩЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА

За счет использования при строительстве простых конструкций и технологий удается снизить арендную ставку и, как следствие, стоимость товаров для покупателей. Сноваодним из примеров является возведение ритейл-парков.

Также набирает обороты редевелопмент производственных зданий под торгово-офисные центры и лофты. Отделка последних чаще возлагается на молодых дизайнеров и представителей арт-веяний, зонирование производится по принципу «коворкингов» и «шоу-румов», арендная ставка всецело зависит от лояльности посетителей ко всему объекту.

Несомненно, эти тенденции продолжат свое развитие в любых экономических условиях, вновь и вновь трансформируясь под реалии рынка коммерческой недвижимости.
Однако, некоторые эксперты прогнозирующие полную стагнацию к концу 2015 года, склоняются к тому, что российский рынок получит свой новый виток развития, сначала достигнув дна и реализации сценария «рынок ритейлера».
В таком случае некоторые тренды и тенденции получат своё развитие в течение второй половины 2016 – начале 2017 годов.



← Вернуться в Блог
Попробовать онлайн сервис торговой недвижимости
Начать работу

Или посмотреть демо версию

Заполните форму и
мы Вам перезвоним